Работа социального такси в Москве продолжает вызывать нарекания льготников, имеющих право на использование его услуг. Ситуацию вряд ли удастся исправить без масштабных вложений, считает председатель совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ), член Общественной Палаты города Москвы, член Совета ВОРДИ Юлия Камал.
Поводом для разговора стала распространенная в соцсетях жалоба мамы ребенка-инвалида. В начале февраля она рассказала, что за весь учебный год так и не смогла воспользоваться социальным такси, чтобы отвезти дочку в школу – заказы каждый раз переносили на более позднее время. С января 2019 г., по словам женщины, ей ни разу не удалось даже сделать заказ – каждый раз ей отвечали, что свободных машин нет.
«Социальное такси в Москве перевозит инвалидов по льготным ценам, на автомобилях специально оборудованных для инвалидов, – рассказала порталу Милосердие.ru Юлия Камал. – За последний год сложилась очень сложная ситуация в работе Соцтакси и, несмотря на то, что пришло новое руководство, накопившиеся проблемы сложно быстро решить и устранить. Московская городская организация Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) и мы, МГАРДИ, постоянно поднимаем проблемные вопросы и пытаемся добиться улучшений.
Не так давно мы с председателем МГО ВОИ Надеждой Валентиновной Лобановой собрали все жалобы и направили их в Департамент транспорта, а также Евгению Смирнову, советнику по делам инвалидов руководителя департамента транспорта и дорожной инфраструктуры Ликсутова М. С. Но, к сожалению, пока ситуация не решается».
По словам главы совета МГАРДИ, проблемы с социальным такси в Москве связаны прежде всего с тем, что собственный парк Мосгортранса насчитывает всего лишь 35 машин для перевозки инвалидов. Помимо этого, для оказания таких услуг в 2018 г. в столице проводился тендер. К сожалению, конкурс выиграл субподрядчик, неоправданно занизивший цену и изначально не справлявшийся со своими обязанностями. Необходимое число машин он не выставил, после Нового года предоставлял всего пять машин, и договор с ним был расторгнут. В свою очередь, парк Мосгортранса сам приобрел еще 35 специально оборудованных машин для перевозки инвалидов. К их приему все готово, они должны были появится еще до Нового года, но до сих пор не поступили.
«Новое руководство, пришедшее в парк в конце 2018 г., старается изменить ситуацию, – отметила Юлия Камал. – В частности, речь идет о создании службы социального такси под единым брендом, которая получит, помимо прочего, право использования выделенной полосы – сейчас такой возможности у социального такси нет.
Также предполагается дальнейшее увеличение числа машин. Проект по брендированию Соцтакси находится на согласовании в Департаменте транспорта.
– Как велика реальная потребность в услугах соцтакси в Москве?
– Социальное такси работает не только для детей-инвалидов. Его услуги предназначены также для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, колясочников, инвалидов первой группы, инвалидов 2-3 группы с серьезными нарушениями в передвижении. Но для детей-инвалидов это, конечно, особенно важно. Такси им нужно для поездок и в лечебные учреждения, и на реабилитацию, и в школы, поскольку подходящая для ребенка школа может быть достаточно далеко от места проживания.
В Москве живет около 42 тысяч детей-инвалидов, 50 тысяч молодых инвалидов. Общее число инвалидов в столице – один миллион сто тысяч человек, включая и маломобильных, и престарелых, и т.д. Понятно, что закупка 35 машин не сможет серьезно изменить ситуацию. Но, тем не менее, дальнейшие закупки могут частично снизить ее остроту.
– Какие меры могли бы принести пользу?
– Самое первое – нужно увеличить финансирование. Совершенно очевидно, что такое количество инвалидов, нуждающихся в услугах соцтакси, не может быть охвачено при имеющемся бюджете. На наш взгляд, и на взгляд МГО ВОИ, помимо субсидии, которую город сейчас выделяет на эти цели Мосгортрансу, необходимо дополнительное целевое финансирование, целевая субсидия МГО ВОИ, которая имеет и свой автопарк, и опыт работы с индивидуальными перевозками инвалидов».